Правила, тактика общения педагогов нашего детского сада с воспитанниками. Рекомендации для родителей.
Правила общения детей и воспитателей.
Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоение различных видов деятельности.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности-игре, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности, речевом общении и др.
Воспитатели должны дать ребенку дошкольного возраста качественное образование и воспитание. Качество дошкольного воспитания определяется характером общения воспитателя и ребенка.
Воспитатель в общении с детьми должен придерживаться принципа: «Не рядом и не над, а вместе». Таков девиз работы в нашем дошкольном учреждении. Эту модель общения называют лично-ориентированной. Она составляет альтернативу содействовать становлению ребенка дошкольника как личности. Это предполагает решение следующих задач:
- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования,
- формирования начал личности, развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки, которыми овладевают дошкольники нашего детского сада, мы рассматриваем не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Способы общения предлагают умение стать на позицию ребенка. Тактика нашего общения с воспитанниками – сотрудничество. На ребенка при этом мы смотрим как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведение с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап развитой личности.
Личностно-ориентированная модель общения воспитателя с ребенком помогает приобщить малыша к миру человеческих ценностей. В общении наши педагоги передают дошкольнику выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познаний мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию специфических человеческих способностей у наших воспитанников. Мир человеческих отношений раскрывается дошкольнику в представлениях о добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости и т.д.
Развитие общения ребенка со взрослыми проходит несколько ступеней. На начальном этапе развития (младенческом) происходит ситуативно-личностное общение ребенка со взрослыми. Единственным содержанием этого общения является выражение отношения к другому. Причем это отношение является абсолютно положительным и бескорыстным. Это общение можно назвать эмоциональным. На следующем рубеже развития ребенка общение становится ситуативно-деловым. Малыш переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Это означает, что общаясь со взрослыми, младенец второго полугодия стремится удовлетворить уже не только потребность в доброжелательном внимании, но прежде всего в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослыми. Основными средствами общения ребенка, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и локомоции: позы, жест, используемые для целей общения. Это общение ребенка с взрослым-родителем происходит в семье. Далее следующие две формы общения ребенка со взрослыми происходят в дошкольном учреждении.
Общение дошкольников с воспитателями становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации. В возрасте 3-5 лет складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребенка с воспитателями.
У детей появляется обостренная познавательная потребность, расширяются его познавательные интересы. Зная особенности развития детей данного возрастного периода, наши воспитатели охотно отвечают на многочисленные вопросы дошкольников. Воспитатель начинает выступать перед ребенком в новом качестве – как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить их сомнения и ответит на все вопросы. При этом воспитатели и все другие специалисты нашего детского сада постоянно занимаются самообразованием, изучают методическую литературу, чтобы на любой вопрос дошкольника у них был готовый ответ.
Внеситуативно-познавательное общение позволяет нашим воспитанникам значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений.
К концу дошкольного возраста складывается высшая для дошкольника-внеситуативно-личностная форма общения. Если в разговорах 4-5 летних детей со взрослыми (воспитателями) преобладали темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочтение отдают разговорам общению о себе, о своих родителях, о правилах поведения и пр. Ведущими мотивами становятся личностные. Воспитатель выступает для ребенка как конкретный индивид и член общества.
Для старших дошкольников нашего дошкольного учреждения характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок с нами-с воспитателями. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит доказательством ее правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной, доминирующей для внеситуативно-личностного общения. Средствами общения является речь воспитанников со своими педагогами.
Как мы уже отмечали ранее в своем развитии ребенок проходит несколько этапов. Каждый из возрастных периодов имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, своё значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Но в каждом периоде ребенок испытывает потребность в общении. И от взрослого (родителя, воспитателя) зависит насколько это общение будет происходить в полной мере. Помните, что только с помощью взрослого, ребенок сможет открыть и понять для себя человеческий смысл. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослыми: родителями, воспитателями в процессе совместной жизнедеятельности с ними.
При общении детей с воспитателями в нашем детском саду мы стараемся не «давить» на дошкольника извне, не перестраивать природу ребенка, а помочь малышу адаптироваться к внешним для него социальным условиям, приспособиться к миру взрослых.
Наши рекомендации.
«Правила общения родителей со своими детьми».
Принимайте своего ребенка таким, каков он есть для того, чтобы он при любых обстоятельствах был уверен в неизменности вашей любви к нему.
Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми, он не лучше и не хуже их, он другой, особенный.
Постарайтесь внушить вашему малышу, что он все может, если только поверит в себя и будет стараться, трудиться, работать.
Живите с ребенком общей жизнью, постарайтесь увидеть в нем личность, а не объект воспитания.
Стремитесь понять, о чем ваш малыш думает, чего он хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
Чаще вспоминайте, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
Не ожидайте от вашего чада, что он унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь. Увы, они генетически не закладываются.
Необходимо понять, что в любых поступках вашего малыша следует винить, прежде всего себя (родителя).
Помните, что не надо относиться к ребенку как к сберегательному банку, в который вы выгодно вложили свою любовь и заботу, а потом получите ее обратно с процентами.
Не надо перекладывать ответственность за воспитание своего чада на воспитателей детского сада, на учителей, бабушек, дедушек, методические рекомендации из педагогических книг.
Уважаемые родители, помните, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Вашему ребенку очень важно общение для приобретения социального опыта в жизни с взрослыми. Научить малыша нужно в процессе общения, а не разговора.
В процессе взаимодействия с взрослыми ребенок приобретает социальные способы общения. Он приобретает только человеку присущие формы общения, такие как: – улыбку, эмоциональное реагирование на подошедшего взрослого.
Ежедневно общайтесь с вашим чадом, узнайте, что у ребенка произошло в течение дня, когда вас с ним не было рядом. В какие игры он играл в детском саду, что нового он узнал на занятиях и т.п.
Поддерживайте постоянную потребность ребенка в общении со всеми членами семьи.
В дошкольном возрасте всегда общение носит экспрессивный, эмоциональный характер. Общение помогает продемонстрировать ребенку, что взрослый его любит, и это очень важно помнить каждому родителю.
Способы выражения любви в общении могут быть разными. Например, взгляд, позиция «глаза в глаза» каждому малышу просто жизненно необходимы и важны постоянно.
Нам кажется, эти рекомендации и советы полезны для каждого родителя ребенка дошкольного возраста.