Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад деревни Дюдьково

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей.

Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень – «человек».

Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.  

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

   

  

Комната сказок МДОУ детский сад д. Дюдьково

 Идея создания

Невозможно представить детство без сказки! Сказка влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал. Сказка проста, но в то же время загадочна, образна и символична. И взрослым, и детям хочется верить в чудо и волшебство. Мы придумали свою сказку, где все наоборот, как в небылице. Небо, облака – внизу, а трава, цветы – не достать, высоко! Почему? – спросите вы. А для того, чтобы были удивление, вопросы и ответы, которые будят воображение, развивают внимание и творческое мышление…

Технологические этапы создания

1.Стены разделены цветом на две половины – верх и низ: потолок – салатовый цвет, плавно переходящий в более насыщенные оттенки зеленого. Зелень переходит в сине – голубой, на котором фактурным поролоном изображены белые кудрявые облачка, до которых можно дотронуться рукой. А сверху, над головой – трава (пластиковое покрытие в виде травки) и желтые одуванчики (объемные желтые шары из бумаги).

2.Покрытие пола – ковролин сине- голубого цвета.

3.Напротив входа, у стены – стеллажи для кукол-персонажей сказок (закрываются шторой).

4.Центральное место занимает чудо- избушка бабы Яги, сделанная из елового пня, деревянных реек, пакли, тонирована морилкой.

Предметное содержание

1. Авторские куклы ручной работы.

2.Ширмы для кукольного театра (большая и малая).

3.Избушка.

4.Тексты сказок для театральных постановок.

5.СД проигрыватель.

6.Стеллажи для кукол.

7.Костюмы для взрослых.

Варианты использования предметно-развивающей среды комнаты сказок в образовательном процессе

1.Ознакомление детей с художественной литературой.

2. Проведение интегративной деятельности с специалистами ДОУ.

3.Индивидуальная и коррекционная работа педагогов с использованием приемов игротерапии, сказкотерапии, арт – терапии.

4.Театрализованная деятельность с детьми.

5. Организация дополнительной образовательной деятельности.

6.Мастер-классы для педагогов по изготовлению куклы ручной работы.

7.Показ педагогами кукольных постановок для детей.

Занятия куклотерапией дома.

Заниматься куклотерапией можно и дома. Вооружившись знаниями о серьёзности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребёнок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль (с детьми или в сугубо взрослом составе) или сделать куклу своими руками.

 

Варианты кукол, которые мы используем в своей работе

 

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы. Рассмотрим коротко их.  

Куклы-марионетки.

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).   Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.  

Пальчиковые куклы.

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.  

Теневые куклы.

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.   Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.  

Веревочные куклы.

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.  

Плоскостные куклы.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.    

Перчаточные куклы.

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.     Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.   Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.   Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать экологичным средством для развития социальной уверенности.  

Куклы Маппеты.

Маппеты (англ. the Muppets) — семейство кукольных персонажей, созданных американским кукольником Джимом Хенсоном с 1954 года (изначально для кукольного шоу Sam and Friends, затем для Улицы Сезам и других). Термин часто применяется и к другим куклам, выполненным в стиле Маппет-шоу. Впервые слово «Muppet» было употреблено в 1956, и, видимо, образовано из слов Marionette и puppet (марионетка и кукла).

 

В чем же помогает куклотерапия?

1. Психодиагностика. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».  

2. Умение управлять эмоциями. Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3. Самовыражение. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.  

4. Приобретение важных социальных навыков. Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе  нравственный облик. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.  

5. Развитие коммуникативных навыков. Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.  

6. Развитие самосознания.  

7. Развитие грубой и мелкой моторики.  Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)  

8. Разрешение внутренних конфликтов. Используется тряпичная кукла.  

9. Развитие речи. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.  

10. Коррекция отношений в семье. Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.  

11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.  

12. Профилактика и коррекция страхов. Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.  

13. Восстановление опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.  

14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.  Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.