КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развивайте своих детей! Занятия для неравнодушных родителей.
ТЕМА ОПЫТОВ: БУМАГА
1.Тема и цель: "Рвем бумагу"
Содержание и оборудование: ребенок рветна мелкие кусочки разноцветную бумагу, затем вместе можно сделать аппликацию.
2.Тема и цель: "Бумажные комочки" – познакомить детей с новым свойством бумаги – скатыванием.
Содержание и оборудование: учим ребенка делать из бумаги комочки, а потом из них аппликацию.
3.Тема и цель: "Бумажные полоски"
Содержание и оборудование: ребенку даем ножницы и половинку альбомного листа, потом показываем, какполучить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер.
ТЕМА ОПЫТОВ: СНЕГ
1.Тема и цель: "Разные ножки топают по снежной дорожке" – научить детей получать четкие следы на снегу.
Содержание и оборудование: учим ребенка, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делаем отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показываем, как получить из снега различные фигуры.
2.Тема и цель: "Ледяная горка" – показать детям, как делать горку для куклы.
Содержание и оборудование: при помощи детских лопаток взрослый и ребенок делаютгорку из снега для куклы, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.
3.Тема и цель: "Снежный городок" – научить детей делать из снега колобки и большой дом.
Содержание и оборудование: взрослый лепит из снега колобок и предлагает ребенку слепить такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.
4.Цель: показать детям, как образуются следы на снегу.
Содержание и оборудование: рассмотреть на прогулке следы ребенка и взрослого, птиц и животных.
5.Тема и цель: "Разноцветные фигуры" – научить детей раскрашивать снежные фигуры.
Содержание и оборудование: на прогулке взрослый делает вместе с ребенком фигурки из снега: снеговики, черепашки, колобки,снежный городок из маленьких комков снега. Затем выносят теплую подкрашенную воду в брызгалках, и ребенок раскрашивает водой фигурки из снега.
6.Цель:познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок.
Содержание и оборудование: рассмотреть с ребенком, как падает снег. Он состоит из белоснежных красивых снежинок.Если снежинку взять в теплые руки, она превратится в капельку воды. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу.
7.Цель: познакомить с таянием снега.
Содержание и оборудование: на прогулке набрать с ребенком чашку или тазик снега и принести домой. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения.
ТЕМА ОПЫТОВ: МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
1.Цель: научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей.
Содержание и оборудование: взрослый берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания мыльных пузырей. Показывает ребенку, как нужно дуть, чтобы получились пузыри. Потом, выдувает пузыри, а ребенок их ловит.
ТЕМА ОПЫТОВ: ВОДА
1. Тема и цель: "Кораблики" – познакомить детей со свойствами плавающих предметов.
Содержание и оборудование: взрослый делает ребенку бумажный кораблик, а потом запускает его в лужу. Если это происходит в комнате, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.
2. Тема и цель: "Нырки" – познакомить детей со свойствами "ныряющих" игрушек.
Содержание и оборудование: ребенку дают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросать в воду.
3.Тема и цель: "Буруны"
Содержание и оборудование: ребенкудают пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Взрослый показывает, как получить буруны в стакане.
4.Тема и цель: "Пена" – научить детей делать пену из шампуня.
Содержание и оборудование: в таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.
5.Тема и цель: "Соберем водичку" – научить детей пользоваться губкой для сбора воды.
Содержание и оборудование: ребенку даются разноцветные губки. Взрослый закрепляет знания о цвете на губках, потом показывает, как можно собирать воду со стола в таз при помощи губки.
6.Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Содержание и оборудование: взрослый берет большую чашку, наливает в неё воду и предлагает ребенку потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны, и уточки с рыбками поплыли.
7.Цель: научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
Содержание и оборудование: взрослый дает ребенку рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: "Ловись, рыбка, большая и маленькая". Повторяет 4 – 5 раз, затем дает ребенку сачок и предлагает ему самостоятельно ловить рыбок.
8.Цель: уточнить представления детей, что в помещении вода льется из крана струей вниз.
Содержание и оборудование: это наблюдение делается тогда, когда ребенок моет руки. Каждый раз взрослый уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы все могли чисто помыть руки. При этом можно проговаривать потешки про воду
9.Цель: научить детей пользоваться черпаком для доставания шариков из воды.
Содержание и оборудование: взрослый бросает в чашку, наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпаком. Повторяет свои действия несколько раз. Потом дает ребенку чашку с водой, предлагает бросить в нее шарики и самостоятельно выловить их черпачком. Ребенку надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.
10.Цель: научить детей мыть посуду для кукол.
Содержание и оборудование: взрослыйпредлагает ребенку понаблюдать, как моет посуду, потом спрашивает, какая вода в раковине, рассказывает, как теплая вода помогает делать посуду чистой. Затем взрослый наливает в тазик теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это ребенку. Напоминает, что делать это надо аккуратно.
11.Цель: знакомство детей с разноцветной водой.
Содержание и оборудование: берется несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разноцветной гуашью, при помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и ребенок наблюдает как вода меняет окраску – превращается из прозрачной в разноцветную. Взрослый бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.
12.Цель: научитьдетей из цветной воды получать разноцветные льдинки.
Содержание и оборудование: полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки можно посмотреть, какие разноцветные льдинки получились из воды.
ТЕМА ОПЫТОВ: ПЕСОК
1.Тема и цель: "Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку" – экспериментируем с мокрым песком.
Содержание и оборудование: у ребенка разнообразные формочки, ведерки и совочки. Взрослый предлагает слепить пирожки разной формы.
2.Тема и цель: "Сыпучий песок" – экспериментируем с сухим песком
Содержание и оборудование: взрослый предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом дает ребенку кулечек с дыркой и предлагает сыпать из него песок, можно рисовать струйкой песка.
3.Тема и цель: научить детей получать разноцветный песок.
Содержание и оборудование: приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок.
4.Цель: знакомство со свойствами песка.
Содержание и оборудование: Взрослый ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти.
5.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.
Содержание и оборудование: взрослый показывает ребенку, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по улице, потом высыпать в песочницу.
6.Цель: научитьдетей пользоваться игрушками для получения практического опыта.
Содержание и оборудование: взрослый берет совочек и копает им увлажненный песок. Затем дает ребенку совочек и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством взрослого.
7.Цель: продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками.
Содержание и оборудование: взрослый берет деревянную палочку и ставит ее в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает ее в песок. Потом дает ребенку палочки и предлагает построить заборчик.
8.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.
Содержание и оборудование:взрослый дает ребенку совочек и предлагает копать песок. Затем даетребенку формочки и предлагает испечь пирожки для куклы, показывает ему, как это сделать: зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на доску или бордюр песочницы, придерживая формочку рукой, стучит по формочке совочком, потом снимает форму. пирожок готов. Показывает ребенку это действие 4- 5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно.
9.Цель: знакомстводетей со свойствами сухого песка.
Содержание и оборудование: взрослый ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с ребенком, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы – он рассыпается.
ТЕМА ОПЫТОВ: СОЛНЦЕ
1.Тема и цель: "Солнечные зайчики" – научить детей играть с солнечными зайчиками.
Содержание и оборудование: вынести в солнечный день на улицу зеркало и научить ребенка, как пускать солнечного зайчика. Организовать игру с солнечным зайчиком.
2.Тема и цель: "Тень" – познакомить детей со свойством солнечного света.
Содержание и оборудование: рассказать ребенку, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.
3.Тема и цель: "Разноцветные стекляшки" – познакомить детей со свойствами прозрачного стекла.
Содержание и оборудование: дать ребенку разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.
ТЕМА ОПЫТОВ: ТКАНЬ
1.Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниточек.
Содержание и оборудование: дать ребенку кусочки ткани, и показать на своей салфетке, что ткань состоит из ниточек, вытянуть несколько, потом предложить ребенку сделать то же самое.
2.Цель: показать детям, что ткань можно красить.
Содержание и оборудование: взять белые или однотонные не яркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки можно нарисовать краской, и взрослый показывает, как это сделать.
ТЕМА ОПЫТОВ: ВЕТЕР
1.Цель: познакомить детей с движением воздуха.
Содержание и оборудование: взять лист бумаги и помахать у ребенка перед лицом. Ты почувствовал холодок – это ветер. Есть такая игрушка – бумажная мельница, которую ветер приведет в движение, когда ты будешь бежать. Дать ребенку эту игрушку и понаблюдать, как мельницы закрутились.
2.Цель: игры с султанчиками.
Содержание и оборудование: в ветреную погоду дать ребенку поиграть с султанчиками, а можно помахать ими и появится ветерок.
3.Тема и цель: "Игрушка – вертушка" – познакомить детей со свойством ветра – приводить в движение легкие предметы.
Содержание и оборудование: сделать с ребенком игрушку – вертушку и показать, как ее приводить в движение при помощи ветра.
4.Тема и цель: "Ветер по морю гуляет"
Содержание и оборудование: научить ребенка делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра.
5.Тема и цель: "Ветер и семена"
Содержание и оборудование: на прогулке рассмотреть с ребенком крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?
7.Тема и цель: "Пугало"
Содержание и оборудование: взрослый рассказывает, как он увидел у соседей на даче пугало, на котором висели легкие банки и ленточки. Как вы думаете, для чего висят на пугале эти предметы? Потом предлагает поэкспериментировать с такими предметами на улице, когда дует ветер.
ТЕМА ОПЫТОВ: КАМЕШКИ
1.Цель: познакомить детей с камешками.
Содержание и оборудование: рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик.
2.Цель:плавают или тонут?
Содержание и оборудование: налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?
3.Цель: шумелки.
Содержание и оборудование: положить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки.
ТЕМА ОПЫТОВ: МАГНИТ
1.Цель: познакомить детей с магнитом и его свойствомпритягивания металлических предметов.
Содержание и оборудование: взрослый берет магнит и подносит его к разным игрушкам, ребенок наблюдает за его действиями. Затем дает ребенку попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Взрослый показывает, как при помощи магнита можно собрать мелкие металлические предметы. Не забывайте про технику безопасности!
ТЕМА ОПЫТОВ: ЗЕРКАЛО
1.Тема и цель: "Солнечные зайчики"
Содержание и оборудование: каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика.
2.Тема и цель: "Что находится в зеркале"
Содержание и оборудование:ребенок смотрит в зеркало, а взрослый спрашивает у него, что находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?
ТЕМА ОПЫТОВ: ИГРЫ С ТЕНЬЮ
1.Тема и цель: игра "Угадай, что это?"
Содержание и оборудование: взрослый показывает ребенку, как при помощи рук можно получить различные фигуры. Ребенок угадывает, что изображает взрослый, и повторяет его фигуры, потом придумывает свои.
2. Тема и цель: "Театр теней"
Содержание и оборудование: взрослый показывает ребенку персонажей сказки, а ребенок озвучивает героев.
3. Тема и цель: "Угадай, какой предмет?"
Содержание и оборудование: взрослый показывает предмет, а ребенок по тени узнает, что это.